Инструменты
Инвертировать
Монохромный
Низкая насыщенность
Высокая насыщенность
Темный контраст
Легкий контраст
Выделить ссылки
Выделить заголовки
Чтение экрана
Режим чтения
Масштабирование
Размер шрифта
Высота линии
Межбуквенное расстояние
      КОМИТЕТ
по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

О разъяснении законодательства ПИСЬМО Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2021 № 1-1-21/196-ЮР

Вопрос: Согласно пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 N 27 "Об оплате труда работников бюджетных организаций" заработная плата работников бюджетных организаций состоит из оклада, стимулирующих и компенсирующих выплат. К стимулирующим выплатам относятся надбавки и премии, а к компенсирующим выплатам относятся доплаты.

При этом в пункте 4 данного документа отдельными выплатами вместе с определением размера и объема направляемых средств выделены ежегодные выплаты:

- единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада;

- материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.01.2021 N 4 "О порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций", плановый фонд оплаты труда определяется с учетом объема средств на единовременную выплату на оздоровление и оказание материальной помощи.

Учитывая указанные нормы и в связи с тем, что с 1 июля 2021 г. бюджетные организации вправе на выплату премий направлять неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, просим разъяснить следующие вопросы:

Вопрос 1: Можно ли использовать на премирование неиспользованные средства, предусмотренные на осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи? На какие еще цели могут направляться такие средства?

Вопрос 2: Можно ли неиспользованные средства на оплату труда первого полугодия направлять на премирование работников во втором полугодии?

Вопрос 3: На какие выплаты можно направлять неиспользованные средства на оплату труда до вступления в силу изменений в Указ от 18.01.2019 N 27?

Также просим разъяснить следующий вопрос: в бюджетной организации один уборщик служебных помещений убирает часть здания, на которой расположены 2 общественных туалета (санузла). Другой уборщик убирает часть здания, на которой размещены душевые и гардеробные. Как с 01.02.2021 тарифицируются данные работники по разрядам работы? Достаточно ли, чтобы в обязанностях уборщика была уборка 1 туалета (санузла), чтобы установить 2-й разряд работы, или имеются иные критерии: количество туалетов, доля их площади в общем объеме убираемых площадей и т.д.?

Ответ: Главное управление труда и заработной платы по поручению руководства Министерства труда и социальной защиты рассмотрело обращение и в пределах компетенции сообщает

Инструкция о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.01.2021 N 4 (далее - Инструкция), разработана в целях обеспечения единых подходов при расчете планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, подчиненных Министерству труда и социальной защиты (за исключением учреждения "Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь"), учреждений социального обслуживания, домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам.

В соответствии с планом мероприятий по реализации пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2020 N 482 (далее - Указ N 482), утвержденным Правительством, государственными органами, Национальной академией наук, отдельными бюджетными организациями приняты нормативные правовые акты (локальные правовые акты), устанавливающие порядок определения планового фонда оплаты труда работников подчиненных и относящихся к их сфере (области) деятельности бюджетных организаций.

Таким образом, порядок определения планового фонда оплаты труда в отношении работников подчиненных и относящихся к сфере (области) деятельности бюджетных организаций определяется каждым государственным органом самостоятельно.

В соответствии с абзацем третьим пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 N 27 (далее - Указ N 27) работникам бюджетных организаций ежегодно оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

Установленные Указом N 27 средства (в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников) могут направляться только на оказание материальной помощи согласно соответствующим положениям. На другие цели, в том числе премирование, указанные средства направляться не могут.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Указа N 27 работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление (далее - ЕВО), как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь. Размеры, порядок и условия осуществления ЕВО определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

В соответствии с пунктом 5 Указа N 27 на осуществление ЕВО направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством.

Указом N 27 не определен конкретный размер средств, направляемых на осуществление ЕВО. Данная выплата осуществляется работникам в пределах средств, в том числе предусматриваемых в соответствующих бюджетах на оплату труда в порядке и на условиях, определенных положением.

Справочно.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции плановые средства на осуществление ЕВО подлежат перерасчету:

при изменении в течение календарного года условий оплаты труда по должностям служащих (профессиям рабочих), которым ЕВО не осуществлялись;

при занятии одной должности служащего (профессии рабочего) несколькими работниками в течение календарного года, которым осуществляется ЕВО.

При последующем изменении условий оплаты труда после даты начала отпуска перерасчет ЕВО не производится.

С учетом изложенного полагаем, что средства на осуществление ЕВО, не использованные в календарном году, могут быть направлены на премирование только в конце календарного года после осуществления ЕВО всем работникам бюджетной организации в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим положением. На другие цели указанные средства направляться не могут.

До вступления в силу Указа N 482 (до 1 июля 2021 г.) на премирование работников бюджетных организаций направляются бюджетные средства в размере 5 процентов от суммы окладов работников. Неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, направляются на стимулирующие выплаты (кроме премии), размер и порядок осуществления которых в соответствии с законодательством определяются руководителями бюджетных организаций.

С 1 июля 2021 г. на премирование работников будут направляться бюджетные средства в размере 20 процентов от суммы их окладов, а также неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе и средства, предусмотренные на оплату труда, которые не были использованы в 1-м полугодии 2021 года на стимулирующие выплаты (кроме премии).

По вопросу тарификации профессии рабочего "Уборщик помещений (производственных, служебных)" разъясняем.

Согласно статье 61 Трудового кодекса Республики Беларусь отнесение выполняемых работ к должностям служащих (профессиям рабочих), разрядам и наличие у работника соответствующей квалификации определяются нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность работников по отдельным должностям служащих.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.10.2020 N 83 с 1 февраля 2021 г. внесены изменения в тарифно-квалификационную характеристику профессии рабочего "Уборщик помещений (производственных, служебных)".

В частности, изменения касаются тарификации работ по данной профессии рабочего и уточняют виды выполняемых работ, отнесенных к 1-му и 2-му разрядам.

При выполнении работ по уборке, чистке и дезинфекции санузлов рабочий тарифицируется 2-м разрядом независимо от их количества и занимаемой площади.

Для выполнения работником работ, отнесенных ко 2-му разряду по профессии рабочего "Уборщик помещений (производственных, служебных)", данный разряд должен быть ему присвоен.

Справочно.

Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 октября 2020 г. N 83 размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе "Главная - Деятельность - Оплата труда" (http://mintrud.gov.by/ru/razjesnenie_33).

Печать E-mail

  • Региональная карта
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Детский правовой сайт
  • Новости Беларуси
  • Национальный центр электронных услуг
  • Единый портал электронных услуг
  • Информационный ресурс по оказанию помощи
  • Портал рейтинговой оценки
  • Биометрический документ
  • Профилактика насилия в семье
  • Льготы семьям, воспитывающим детей-инвалидов
  • Гуманитарная помощь
  • Брестская областная организация ОО
  • Цели устойчивого развития Беларуси
  • Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь