Как не ошибиться в выборе профессии?
Трудовой жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие – новые знания, опыт, мастерство, а вместе с этим и устойчивую радость, осознание своей полезности, счастье.
Профессия человека – его жизненный путь, трудовой путь, своего рода судьба. Поэтому, очевидно, стоит потратить время и силы на некоторое заблаговременное и основательное ее планирование.
Выбор профессии будет удачен, если профессия будет для Вас интересной, соответствовать Вашим возможностям, а также Вы сможете найти работу по специальности.
Если человеку нравится содержание труда, то он будет более охотно работать, повышать свою профессиональную квалификацию, в конечном счете, больше зарабатывать. Работа доставляет удовлетворение, если соответствует способностям человека, его психическим особенностям, полученным знаниям, умениям и состоянию здоровья. Конечно, всегда работу легче найти по востребованной профессии на рынке труда.
Если Вы стоите на пороге профессионального выбора и желаете избежать ошибок, данные восемь критериев помогут Вам более осознанно выбрать профессию.
Позиция старших членов семьи
Родители проявляют заботу и несут ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на выбор твоей будущей профессии.
Взрослые могут предоставлять значительную свободу выбора: «Пусть будет, кем хочет, лишь бы был хорошим человеком». Такая позиция родителей требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего.
Бывает и так, что взрослые не согласны с выбором ребенка и предлагают сделать другой выбор. Они часто считают своих подросших детей еще маленькими, а дети в свою очередь, могут и переоценивать свою взрослость. С этим обстоятельством нельзя не считаться, ребятам необходимо вести переговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора.
Если старшие и дети единодушны в вопросе о выборе профессии, если первые содействуют вторым добрыми советами, то об этом можно только мечтать.
Позиция товарищей, подруг (сверстников)
Дружеские связи в школьном возрасте уж очень крепки и могут сильно повлиять на выбор профессии. За «компанию» пойдешь учиться - неизвестно, понравится ли профессия, или через год, два будешь осваивать новую. Настоящие друзья – не те, кто «давят», а те, кто понимают.
Позиция учителей, классного руководителя
Каждый педагог изучал в педагогическом институте общую, детскую и возрастную психологию (науки о том, как проявляется у человека знание, отношение к людям, к деятельности, к себе, как формируются умения, привычки, навыки, поведение).
Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной деятельностью учащихся, опытный педагог видит не только внутренние проявления человека, но и ставит своего рода «диагнозы» относительно интересов, склонностей, характера, способностей, подготовленности учащихся. Поэтому он знает о тебе то, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя самого. Совет педагога никогда не будет лишним.
Личные профессиональные планы (твои планы)
В поведении и жизни человека представления о самом ближайшем и более отдаленном будущем играют очень важную роль. Было бы очень хорошо, составить свой профессиональный план, с учетом данных параметров.
- Главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким буду, где буду, чего достигну).
- Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (область деятельности, специальность, перспективы повышения мастерства).
- Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, самообразование, выбор учебного заведения и поступление).
- Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия).
- Внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности).
- Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
Профессиональный план – не вещь, а представление, образ. Многие особенности планов и хода их построения зависят от склада ума и характера, опыта человека. Правда, чтобы строить планы, нужен подходящий материал, а не одна только инициатива. Часть этого материала составляют знания о мире профессий.
Способности
Они составляют важное звено будущей профессиональной пригодности. Что же назвать способностями? Любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности можно считать способностями. Способности, таланты надо рассматривать не только по отношению к учебе, но и ко всем другим видам деятельности.
В одной и той же работе успех может быть достигнут за счет разных сочетаний способностей. Каждый играет на тех струнах, которыми располагает. Даже забивая гвозди, один может полагаться прежде всего на силу, другой - на частоту ударов, третий - на точность. И во всех трех случаях гвозди будут забиты в конечном счете одинаково хорошо.
Уровень притязаний на общественное признание
Каждый человек имеет самооценку. В школе тебе приходилось замечать, что все по-разному реагируют на одинаковую оценку. Один повеселел, другой огорчился. В чем дело? Педагогическая оценка – это оценка успехов человека, измеритель достоинства ученика на определенном этапе. У каждого есть более или менее устойчивое представление о том, чего он заслуживает, какой оценки достоин.
Устойчивое, свойственное данному человеку представление о том, какого места среди людей он заслуживает, назовем уровнем притязаний. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний на первую ступень профессиональной подготовки. Если у учащегося нет стойких интересов в школе к физике, радиотехнике, но он решил получить профессию радиомеханика по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, то надо примириться с ролью пока не очень хорошо подготовленного учащегося. Наверняка там будут ребята и посильнее.
Информированность
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»- просто и мудро говорит народная пословица. Важно как можно больше знать информации о мире профессий. Подробную информацию о профессиях, о возможностях получения профессии можно получить в службе занятости населения на консультациях у специалистов, на различных профориентационных мероприятиях, при изучении информационных буклетов о профессиях, а также в сети Интернет.
Интересы и склонности
Интересами называют у человека побуждения познавательного характера. Термин «интерес» применяется в широком смысле для обозначения самых разнообразных побуждений. Интерес – это «хочу знать». Склонность-это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени. Склонность – это «хочу делать».
При оценке своих личных качеств важно обращать внимание на «симптомы» склонностей – желание заняться делом, от которого трудно отвлечься. Склонности проявляются и формируются в деятельности. Надо сознательно включаться в различные виды деятельности.