Инструменты
Инвертировать
Монохромный
Низкая насыщенность
Высокая насыщенность
Темный контраст
Легкий контраст
Выделить ссылки
Выделить заголовки
Чтение экрана
Режим чтения
Масштабирование
Размер шрифта
Высота линии
Межбуквенное расстояние
      КОМИТЕТ
по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

Новое в пенсионном законодательстве с 1 января 2015 года

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы, 8 декабря 2014 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ).

В связи с этим с  1 января 2015 г. пересчитаны размеры пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим длительный стаж работы (мужчины свыше 35 лет, женщины свыше 30 лет) и невысокие заработки (индивидуальный коэффициент заработка).

Необходимо отметить, что увеличение пенсий будет производиться  индивидуально в зависимости от стажа работы и индивидуального коэффициента заработка. Увеличение не коснется лиц, индивидуальный коэффициент заработка которых (ориентировочно) выше  1,16.

Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35/30 лет на один процент среднемесячного заработка, откорректированного в соответствии со статьей 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – среднемесячного заработка пенсионера)(далее – Закон),  но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (далее – средняя заработная плата работников в республике), а для лиц, имеющих стаж работы 45 лет  у мужчин и 40 лет у женщин, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается, начиная с 26/21 года стажа работы (у мужчин и женщин соответственно). Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

До 1 января 2015 г.  увеличение пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин составлял  один процент среднемесячного заработка пенсионера, но не менее чем один процент минимального размера пенсии по возрасту (в номинале это 14 741 рубль).

 

Справочно: минимальный размер пенсии по возрасту с  учетом доплаты к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, составляет 1 474 067 рублей.

 

С 1 января 2015 г. минимальный размер увеличения за каждый полный год стажа работы сверх 35/ 30 лет, а при стаже работы 45/40 лет (у мужчин и женщин соответственно) сверх 20/25 лет, составил 39 377 рублей (не менее 0,7 процентов средней заработной платы работников в республике). Эта сумма будет неизменной до очередного перерасчета трудовых пенсий с учетом роста средней заработной платы работников в республике.

 

Справочно: в настоящее время средняя заработная плата работников в республике составляет 5 625 309 рублей.

 

На примере с января 2015 года механизм расчета пенсии лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, и имеющим продолжительный стаж работы с невысокими заработками, выглядит следующим образом:

 

Пример 1: Гр-ке Ж. пенсия по возрасту исчисляется с учетом   стажа работы 35 лет и  индивидуального коэффициента заработка 0,6.

5 625 309 руб. (применяемая для расчета пенсий в январе 2015 г. величина средней заработной платы работников в республике) умножается на 0,6  (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 3 375 185 рублей (осовремененный заработок пенсионера).

Этот заработок  ограничивается по правилам статьи 56 Закона, а именно, заработок  не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью 731 290 руб. (5 625 309 руб. х 130% х 10%), а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов: 731 290 руб. + 658 161 руб. (731290 руб. х 90%) +  585 032 руб. (731 290 руб. х 80%) + 511 903 руб. (731 290 руб. х 70%) + 270 015 руб. (450 025 руб. х 60%). Таким образом, заработок, из которого исчисляется пенсия, составит 2 756 401 руб.

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы:

2 756 401 руб. х 55% (размер пенсии за стаж работы 20 лет) + 2 756 401 руб.  х 10%  (увеличение за  стаж работы сверх 20 лет до 30 лет) + 5 625 309 руб. х 0,7% х 5 лет (увеличение за стаж работы сверх 30 лет).

Размер пенсии в январе 2015 г. составит 1 988 545 руб. По сравнению с декабрем 2014 г. размер пенсии увеличился на 59 065 рублей.

 

Пример 2: Гр-ке Ж. пенсия по возрасту исчисляется с учетом  стажа работы 40 лет и   индивидуального коэффициента заработка 0,6.

Ее размер пенсии в январе 2015 г. составит  2 756 401 руб. (откорректированный по статье 56 Закона заработок пенсионера) х 55% (размер пенсии за стаж работы 20 лет) + 5 625 309 руб. х 0,7% х 20 лет (увеличение за стаж работы сверх 20 лет) = 2 303 560 руб.  По сравнению с декабрем 2014 г. размер пенсии увеличился на 236 260 рублей.

 

Пример 3: Гр-ке Ж. пенсия по возрасту исчисляется с учетом  стажа работы 28 лет и индивидуального коэффициента заработка 0,6.

Поскольку стаж работы гр-ки Ж. составляет менее 30 лет, оснований для применения нормы подпункта 1.1 пункта 1 Указа при исчислении ее пенсии не имеется.

Указом также внесены изменения в порядок определения заработка для исчисления пенсий. Начиная с 1 января 2015 г. трудовая пенсия  исчисляется из откорректированного фактического заработка пенсионера, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы (подпункт 1.3 пункта 1 Указа).

 

Справочно:  если у лица, обратившегося за назначением пенсии в 2015 году, отсутствовали перерывы в работе, для расчета индивидуального коэффициента будет браться заработок  с 1994 года.

 

С 1 января 2015 г. увеличилась величина  минимального страхового стажа работы для назначения  трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет по нормам статей 11-13, 15, 24, 47-492 Закона, статей 32-33 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» и статьи 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Так, право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой  обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет (до 01.01.2014 – 5 лет, с 01.01.2014  – 10 лет).

Прежние требования по продолжительности страхового стажа сохранены для назначения пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. Для этих пенсий достаточно факта (одного дня) уплаты страховых взносов.

Также прежние условия по минимальному 5-летнему страховому стажу работы сохранены для назначения пенсий по возрасту для родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетных матерей, родивших пять и более детей; инвалидов с детства, инвалидов войны и др. (статьи 17-22 Закона).

В страховой стаж включаются периоды работы, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе периоды работы на территории СССР, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию. Периоды работы, имевшие место за пределами Республики Беларусь, включаются в страховой стаж, если это предусмотрено международными договорами (соглашениями).

 

Пример 4: 5 января 2015 г. за назначением трудовой пенсии по возрасту обратилась гр-ка Ж., 06.01.1960 г.р. Она с 1 сентября 1978 г. по 30 июня 1983 г. являлась студенткой дневного отделения университета, с 1 сентября 1983 г. по 15 ноября 2006 г. работала на заводе. В период работы находилась в отпусках по уходу за четырьмя детьми (общей продолжительностью 10 лет).

Поскольку у гр-ки Ж. отсутствует 15 лет страхового стажа, оснований для назначения ей трудовой пенсии по возрасту не имеется.

 

Пример 5: Гр-ну Х., 10.07.1954 г.р., по достижении 60 лет с 10 июля 2014 г. назначена социальная пенсия по возрасту из-за отсутствия необходимого страхового стажа работы (его страховой стаж составлял  9 лет, а необходимо было 10 лет). От получения социальной пенсии             гр-н Х. отказался с целью доработки страхового стажа.

В связи с изменениями требований к продолжительности страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гр-н Х. вправе выбрать:

- продолжать не получать социальную пенсию в целях доработки страхового стажа до 15 лет;

- возобновить выплату ранее назначенной социальной пенсии с выплатой суммы этой пенсии за период со дня отказа от получения до дня возобновления, но не более чем за три года.

С 1 января 2015 г. изменились условия для назначения социальной пенсии гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий – 5 летний) страховой стаж и не получающим пенсии из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения. Указанная пенсия будет назначаться мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. При этом для социально уязвимых категорий граждан (дети-инвалиды, инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети в случае потери кормильца) сохраняются прежние условия назначения социальной пенсии.

С 1 января 2016 г. предусмотрено дополнительное повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, исчисленным при длительном стаже работы.

Это произойдет за счет более высокой стоимости каждого полного года стажа работы сверх 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Стоимость 41-го/36-го года стажа (у мужчин и женщин соответственно) составит 1,1% среднемесячного заработка пенсионера (но не менее чем 1,1% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), 42-го/37-го – 1,2% (но не менее чем 1,2% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), 43-го/38-го – 1,3% (но не менее чем 1,3% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), 44-го/39-го – 1,4% (но не менее чем 1,4% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), за 45-й/40-й – 1,5% (но не менее чем 1,5% от 0,7 средней заработной платы работников в республике).

 

Пример 6: Гр-ке Ж. пенсия по возрасту исчисляется с учетом  стажа работы 40 лет и индивидуального коэффициента заработка 4, не работает.

Ее размер пенсии в январе 2016 г. составил бы 4 238 810 руб.  (5 540 928 руб. (откорректированный по статье 56 Закона заработок пенсионера)   х  70% (размер пенсии за  35 лет стажа) + 5 540 928 руб. х 1,1%  (за 36 год стажа)  + 5 540 928 руб. х 1,2% (за 37 год стажа) + 5 540 928 руб.   х 1,3%  (за 38 год стажа) + 5 540 928 руб. х 1,4%  (за 39 год стажа) +  5 540 928  руб. х 1,5%  (за 40 год стажа). До Указа ее пенсия составляла 4 155 700 руб.

Кроме того, с 1 января 2016 г. лицам со стажем работы 36 лет и выше у мужчин и 31 год и выше у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике.

 

Справочно: в настоящее время предельная величина заработной платы для исчисления пенсии составляет 4 средние заработные платы работников в республике, что соответствует индивидуальному коэффициенту заработка пенсионера 4,0.

Друкаваць E-mail

  • Региональная карта
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Детский правовой сайт
  • Новости Беларуси
  • Национальный центр электронных услуг
  • Единый портал электронных услуг
  • Информационный ресурс по оказанию помощи
  • Портал рейтинговой оценки
  • Биометрический документ
  • Профилактика насилия в семье
  • Льготы семьям, воспитывающим детей-инвалидов
  • Гуманитарная помощь
  • Брестская областная организация ОО
  • Цели устойчивого развития Беларуси
  • Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь