Социальная защита пожилых и инвалидов: достижения и перспективы развития до 2025 года
В Республике Беларусь проживает 1,5 млн. пожилых граждан (65 лет и старше), что составляет более 15 процентов населения. Прогнозируется, что их численность будет постепенно увеличиваться и к 2030 году она составит более 20 процентов.
Старение населения обуславливает необходимость развития системы социального обслуживания.
Современная система социального обслуживания – это 146 территориальных центров социального обслуживания населения (в каждом административном районе), 92 дома-интерната, 51 дом совместного самостоятельного проживания, негосударственные некоммерческие организации, получающие бюджетные субсидии на оказание социальных услуг.
Сформированная система социального обслуживания позволяет нетрудоспособным гражданам выбрать приемлемые формы жизнеустройства и оказания социальных услуг.
Сегодня социальные услуги государственных учреждений социального обслуживания получают почти 152 тыс. человек. Наиболее востребованными услугами у нетрудоспособных граждан является социальное обслуживание на дому, которым охвачено почти 97 тыс. человек.
Для нетрудоспособных граждан, которые нуждаются в круглосуточном уходе и медицинской помощи, созданы комфортные условия проживания в домах-интернатах – стационарных учреждениях социального обслуживания. Сегодня в них проживает более 19 тыс. человек.
В прошедшей пятилетке система социального обслуживания получила развитие через внедрение новых форм социальной работы, укрепление материально-технической базы государственных учреждений и развитие механизма сотрудничества с негосударственными некоммерческими организациями.
Введены новые формы социального обслуживания – замещающая семья для одиноких пожилых граждан и инвалидов, договоры пожизненного содержания с иждивением. Расширен перечень социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями. Упрощен механизм привлечения к оказанию социальных услуг негосударственных некоммерческих организаций (государственный социальный заказ).
Численность пожилых людей и инвалидов, охваченных социальными услугами, за прошедшую пятилетку существенно увеличилась. Если в 2015 году социальными услугами было охвачено 7,5 процентов нетрудоспособных граждан, то в 2020 году – 9 процентов.
В новой пятилетке ставится непростая задача – на 100 процентов удовлетворить потребности граждан, обратившихся и имеющих право на социальные услуги.
Ее решению будет способствовать укрепление материально-технической базы учреждений и повышение комфортности проживания пожилых граждан и инвалидов в стационарных учреждениях, открытие новых отделений, обновление оборудования и транспорта и обеспечение качества оказания социальных услуг.
Планируется реконструкция и строительство в 15 стационарных учреждениях, капитальный ремонт в 40 стационарных учреждениях. В результате к 2025 году будут созданы 958 мест для проживания, которые, учитывая тенденции старения населения, будут востребованы.
Также предусматривается строительство новых зданий и открытие новых отделений в территориальных центрах социального обслуживания населения, открытие 9 домов совместного самостоятельного проживания.
При этом основным является развитие направлений социального обслуживания, позволяющих пожилым гражданам и инвалидам, проживать самостоятельно в домашних условиях. Это услуги социальной помощи на дому, услуги сиделки, дневного пребывания, сопровождаемого проживания, замещающие семьи.
Планируется внедрить механизм определения нуждаемости в социальном обслуживании на основе оценки индивидуальных потребностей и условий жизнедеятельности граждан. Это позволит оказывать социальные услуги более адресно, с учетом потенциала пожилых граждан и возможностей их близких, а значит более рационально расходовать бюджетные ресурсы.
Будет усовершенствован механизм государственной поддержки лиц, самостоятельно осуществляющих уход за инвалидами I группы либо престарелыми старше 80 лет.
Развитие системы социального обслуживания будет осуществляться через мероприятия Государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы, общий объем финансирования которой составляет 4 млрд. рублей. На развитие социальное обслуживание будет направлено более половины из этих средств – 2,8 млрд. рублей.
Кроме того, учитывая, что Республика Беларусь является интенсивно стареющим государством (к 2030 году каждый пятый житель нашей страны перешагнет 65-летний рубеж), Правительством утверждена Национальная стратегия Республики Беларусь «Активное долголетие – 2030». Документом определены основные задачи, решение которых позволит смягчить негативные последствия старения населения, а также использовать потенциал пожилых людей.
В новой пятилетке предстоит создать условия для стимулирования более продолжительной трудовой жизни через реализацию принципа «образование через всю жизнь». В результате уровень квалификации работников предпенсионного и пенсионного возрастов будет поддерживаться в актуальном состоянии.
Актуальное направление – повышение уровня финансовой грамотности населения для выработки индивидуальной жизненной стратегии и планирования уровня доходов после прекращения трудовой деятельности.
Для пожилых людей также будут расширяться возможности для участия в общественной жизни, занятия физкультурой и спортом, туризмом и творчеством.
Для эффективного пользования электронными услугами для оплаты жилищно-коммунальных платежей, доставки на дом необходимых товаров и услуг, доступа к средствам массовой информации важным является дальнейшее повышение компьютерной грамотности среди пожилого населения.
Будет развиваться система медико-социальной и гериатрической помощи, расширяться формы социального обслуживания непосредственно по месту жительства пожилых людей, инфраструктура и сфера услуг будет адаптироваться с учетом потребностей пожилого населения.
Сегодня в Беларуси доля инвалидов в общей численности населения составляет 6,0 процентов.
За последние годы Республика Беларусь сделала важные шаги по обеспечению соблюдения прав инвалидов в соответствии с общепринятыми международными нормами.
Одно из достижений текущей пятилетки – ратификация Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов. На 2017- 2025 годы утвержден Национальный план действий по реализации положений Конвенции о правах инвалидов – стратегический документ, объединяющий и координирующий усилия государственных органов и организаций, а также институтов гражданского общества по реализации положений Конвенции.
На первый план выдвигаются задачи по обеспечению полноценного участия инвалидов в жизни общества, по созданию условий для их максимальной самореализации во всех сферах жизнедеятельности, в том числе путем совершенствования медицинской и социальной помощи, системы получения образования, принятия дополнительных мер, содействующих реализации инвалидами права на труд.
Большинство мероприятий, касающихся совершенствования действующего законодательства, учтены и нашли свое отражение в проекте Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Законопроект содержит ряд нововведений, которые смогут приблизить национальное законодательство к высокому стандарту реализации прав людей с инвалидностью, установленному Конвенцией. В настоящее время данный проект прошел первое чтение в Парламенте.
Одним из основных направлений социальной политики остается создание доступной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц. Ключевое внимание – обеспечение беспрепятственного доступа для данной категории граждан объектов социальной инфраструктуры, что дает им возможность вести самостоятельный образ жизни и полноценно участвовать в жизни общества.
Уже сегодня полностью доступными стали почти 17 процентов объектов, 69 процентов обеспечены элементами безбарьерной среды (пандусы, поручни).
Мероприятия по обеспечению доступности объектов будут продолжены в нынешней пятилетке в рамках реализации подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита», на реализацию которой предусмотрено 306 млн. рублей.
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит увеличить долю объектов социальной и транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов, до 22,7 процента до конца 2025 года.
Стабильно функционирует пенсионная система.
Несмотря на сложности в экономике на старте прошлого пятилетия, в стране неизменно уделяется внимание росту доходов пенсионеров. В целях поддержания уровня пенсионных выплат с 2016 года произведено 9 перерасчетов трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы. Относительно 2015 года пенсии по возрасту увеличились в 1,7 раза. С 2018 года рост пенсий опережает инфляцию (реальный рост пенсий по возрасту за пять лет – 1,2 раза).
Уровень пенсий по-прежнему будет оставаться предметом внимания государства. Пенсии будут повышаться вслед за ростом заработной платы у работников. Рост пенсий не должен перекрываться ростом цен. Не снимается задача – достичь и поддерживать соотношение между средней пенсией по возрасту и средней зарплатой не менее 40 процентов.
В бюджете фонда социальной защиты населения на выплату пенсий в 2021 году заложены средства в объеме почти 15 млрд. рублей.
Еще одна задача – повысить зависимость размера пенсии от стажа человека и его заработной платы до оформления пенсии.
Будет уделено детальное внимание развитию добровольного накопительного пенсионного страхования, повышению его востребованности у граждан, в том числе за счет финансового стимулирования со стороны государства. В совокупности с государственной пенсией это позволит каждому работнику иметь комфортный уровень дохода в пенсионный период.