Инструменты
Инвертировать
Монохромный
Низкая насыщенность
Высокая насыщенность
Темный контраст
Легкий контраст
Выделить ссылки
Выделить заголовки
Чтение экрана
Режим чтения
Масштабирование
Размер шрифта
Высота линии
Межбуквенное расстояние
      КОМИТЕТ
по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

Деятельность комитета

8. В соответствии с возложенными на него задачами в пределах компетенции комитет осуществляет следующие функции:

8.1. участвует в подготовке предложений к государственным программам (прогнозам) социально-экономического развития области на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

8.2. участвует в разработке, организует выполнение социальных программ и осуществляет контроль за их реализацией;

8.3. осуществляет в установленном законодательством порядке надзор за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении, об охране труда, законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

8.4. проводит мониторинг в области труда, включая контрактную форму найма работников, содействия занятости, демографической безопасности и социальной защиты;

8.5. изучает тенденции и проблемы развития социально-трудовой сферы области, формирует информационно-статистическую базу, готовит информационно-аналитические материалы по данным вопросам, представляет их в установленном порядке в облисполком, Минтруда и соцзащиты, другим заинтересованным;

8.6. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию системы государственной адресной социальной помощи;

8.7. участвует в осуществлении мониторинга и анализа выполнения заданий по росту заработной платы в организациях, подчиненных местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, при необходимости, вносит в установленном порядке предложения по обеспечению выполнения данных заданий;

8.8. разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по повышению материального стимулирования труда;

Подробнее...

Печать

Основные функции управления труда и заработной платы

В соответствии с основными задачами в пределах компетенции управление выполняет следующие основные функции:

1. участвует в подготовке проектов законодательных актов и нормативных документов, прогнозов социально-экономического развития области, методических материалов по вопросам труда и его оплаты;

2. организует разработку и выполнение областных программ и мероприятий по вопросам, входящим в его компетенцию, анализирует  ход их выполнения и информирует об этом руководство комитета, областной исполнительный комитет;

3. координирует работу комитетов, управлений и отделов облисполкома, других органов управления, организаций по вопросам, входящим в его компетенцию;

4. осуществляет меры по совершенствованию организации, мотивации и стимулированию труда;

5. координирует работу структурных подразделений облисполкома, областных служб и ведомств, горрайисполкомов по обеспечению субъектами хозяйствования всех форм собственности своевременной выплаты заработной платы;

6. участвует в разработке тарифно-квалификационных справочников работ, профессий и должностей, осуществлении тарификации работ;

7. контролирует вопросы оплаты труда руководителей предприятий и организаций области, с которыми заключены контракты;

8. проводит семинары, консультации для специалистов по труду и заработной плате;

9. разрабатывает информационно-методические материалы по вопросам своего ведения, готовит аналитические обзоры, служебные записки, инструкции и другие документы для Брестского облисполкома, субъектов хозяйствования;

10. участвует в подготовке предложений к государственным программам (прогнозам) социально-экономического развития области на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

11. систематизирует статистическую информацию и организует банки данных по вопросам оплаты труда.

отдел социального партнерства и семейной политики выполняет следующие основные функции:

1. проводит на территории области единую политику социального партнерства по регулированию отношений в социально-трудовой сфере;

2. координирует работу по подготовке и заключению областного соглашения между исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов, а также внесению изменений и дополнений в действующее соглашение;

3. готовит информацию в Министерство экономики Республики Беларусь о ходе выполнения мероприятий по реализации Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на период его действия;

4. готовит проведения заседаний областного совета по трудовым и социальным вопросам и экспертной рабочей группы по вопросам реализации гендерной политики в Брестской области;

5. готовит информацию о заключаемых в области отраслевых и местных соглашениях, коллективных договорах;

6. оказывает помощь исполнительным комитетам, организациям и предприятиям при подготовке и принятии региональных, отраслевых соглашений, а также коллективных договоров;

7. осуществляет взаимодействие с объединениями нанимателей и профсоюзами, проводит круглые столы, семинары по обсуждению актуальных вопросов в области социального партнерства;

8. осуществляет методическое обеспечение вопросов назначения семейного капитала, предоставления свободного от работы дня семьям, воспитывающим детей;

9. организует разработку и выполнение мероприятий по реализации Государственной программы в области обеспечения демографической безопасности и регионального комплекса мероприятий;

10. проводит мониторинг демографической ситуации для информирования управлений по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов с целью улучшения демографической ситуации в регионах;

11. осуществляет контроль за выплатой единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования; 

12. проводит на территории области политику гендерного равенства в целях реализации принципа равноправия женщин и мужчин в области трудовых отношений, получения образования, участия в общественной и политической жизни общества;

13. координирует работу структурных подразделений облисполкома, областных служб и ведомств, горрайисполкомов по выполнению мероприятий Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь;

14. участвует в организации проведения мероприятий по вопросам семейной и гендерной политики.

Печать

Сведения о размере минимальной зарплаты

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. 

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по предложению Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

С 1 января 2025 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.12.2023 № 859 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 726 рублей.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы».

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы.

Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов). 

Часовая минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов). 

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени.

С 1 января 2024 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.12.2023 № 859 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 626 рублей.

С 1 января 2023 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 08.12.2022 № 854 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 554 рубля.

С 1 января 2022 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. № 721 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» установлена месячная минимальная заработная плата в размере 457 рублей.

Печать

Индексация зарплаты

Индексация заработной платы и других доходов населения - это корректировка доходов физических лиц с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация доходов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" (с учетом изменений) (далее - Закон № 476-XII), которым предусмотрена обязательная индексация доходов, получаемых физическими лицами в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников и не носящих единовременного характера.

Закон № 476-XII предоставляет право индексировать денежные доходы физических лиц, получаемые на территории Республики Беларусь из других, кроме бюджетных, источников. Индексация выплат, производимых за счет средств организаций, осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).

Порядок осуществления индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.05.2009 № 57 (далее - Инструкция).

Индексация денежных доходов производится по месту их получения.

Согласно Инструкции индексации подлежит заработная плата с учетом предусмотренных законодательством надбавок, доплат и премий, за исключением выплат, носящих единовременный характер, и материальной помощи.

Не подлежат индексации с учетом инфляции пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Индексация производится, если индекс потребительских цен (ИПЦ), исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит пятипроцентный порог.

Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2006 № 55 "О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции" начиная с января 2006 г. денежные доходы населения в пределах 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент наступления индексации, индексируются пропорционально индексу потребительских цен. Часть дохода, превышающая 100% бюджета прожиточного минимума, индексации не подлежит. Размер ИПЦ, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения пятипроцентного порога.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в расчете на месяц ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Сообщение Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстата) об ИПЦ публикуется ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) в республиканских средствах массовой информации.

Например, индекс потребительских цен за март текущего года публикается по сравнению с февралем текущего года и по сравнению с декабрем прошлого года.

Следует обратить внимание, что размер индексации заработной платы в коммерческой организации рассчитывается самостоятельно, независимо от публикуемого Белстатом размера индексации денежных доходов, получаемых из бюджетных источников.

Рассмотрим пример.

В январе на предприятии произведено повышение тарифной ставки первого разряда. Для индексации заработной платы в феврале в качестве базового уровня цен используется январь.

Месяц

ИПЦ текущего месяца к прошлому месяцу

ИПЦ нарастающим итогом

Процент индексации

февраль

февраль к январю

101,7

февраль к январю

101,70

-

март

март к февралю

104,5

март к январю

106,28

6,28

апрель

апрель к марту

101,4

апрель к марту

101,4

6,28

май

май к апрелю

104,0

май к марту

105,46

12,08
(106,28 x 105,46)

июнь

июнь к маю

101,9

июнь к маю

101,9

12,08

ИПЦ в феврале к январю составил 101,7% и не превысил 5-процентный порог. Оснований для индексации заработной платы за февраль не имеется.

ИПЦ в марте к февралю составил 104,5%, а рассчитанный нарастающим итогом к январю - 106,28% (101,7% x 104,5 %), т.е. превысил 5-процентный порог. Заработная плата за март в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения подлежит индексации на 6,28%.

ИПЦ в апреле к марту составил 101,4% и не превысил 5-процентный порог. Заработная плата за апрель по установленному нормативу (в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения) индексируется на 6,28%, т.е. на прежний индекс потребительских цен.

Этот индекс будет сохраняться, пока индекс цен, исчисленный в установленном порядке, в данном случае к марту, не превысит 5-процентный порог.

ИПЦ в мае к апрелю составил 104,0%, а к марту - 105,46% (101,4% x  104,0%) и превысил 5-процентный порог. Заработная плата за май индексируется по установленному нормативу на 12,08% (106,28% x 105,46%).

В таком же порядке производится исчисление ИПЦ для индексации доходов и в последующих периодах.

Индексация доходов, получаемых от выполнения работ по совместительству, производится с учетом размера проиндексированного дохода по основному месту работы (на основании справки с основного места работы, в которой указывается размер проиндексированного дохода). Сумма проиндексированного дохода по основному месту работы и дохода по совместительству не должна превышать установленный норматив (100% бюджета прожиточного минимума).

Печать

О разъяснении законодательства ПИСЬМО Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2021 № 1-1-21/196-ЮР

Вопрос: Согласно пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 N 27 "Об оплате труда работников бюджетных организаций" заработная плата работников бюджетных организаций состоит из оклада, стимулирующих и компенсирующих выплат. К стимулирующим выплатам относятся надбавки и премии, а к компенсирующим выплатам относятся доплаты.

Подробнее...

Печать

Разъяснения об изменениях в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 июля 2021 г.

В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в 2020 году была создана рабочая группа по вопросам реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 (далее – Указ № 27).

Подробнее...

Печать

Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций

С 1 января 2012 года применяются Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.12.2011 № 135.

Рекомендации разработаны во исполнение пункта 114 мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6, в целях оптимизации и совершенствования работы по ведению кадрового делопроизводства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями.

Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей
и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками

Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками, разработаны в целях оптимизации и совершенствования работы по ведению кадрового делопроизводства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, его упрощения, а также создания более удобной системы ведения документов кадрового делопроизводства.

В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Республики Беларусь  (далее – Трудовой кодекс) сфера действия Трудового кодекса распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь.

Согласно статье 1 Трудового кодекса нанимателем является юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.

К нанимателям – физическим лицам относятся,  в том числе,  индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве таковых на основании статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

К микроорганизациям относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (статья 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).

Полный состав кадровой документации, необходимой для регулирования трудовых отношений между нанимателем – индивидуальным предпринимателем или микроорганизацией и работниками, зависит от сферы деятельности нанимателя, местности, условий труда и ряда других факторов.

Трудовым кодексом определен ряд документов, наличие которых является обязательным для нанимателя.  Ведение таких документов позволяет нанимателю юридически грамотно выстроить взаимоотношения с работниками, минимизирует риски по трудовым спорам, является основанием для реализации работниками социальных прав (назначение пособий, пенсий и т.д.).

К таким документам рекомендуется относить:

1. Правила внутреннего трудового распорядка.

2. Письменные трудовые договоры (контракты).

3. Штатное расписание.

4. Приказы (распоряжения) по личному составу (о заключении, изменении, прекращении трудового договора,  о предоставлении отпусков[*], о командировке, о применении (снятии) дисциплинарного взыскания и другие).

5. Основания к приказам по личному составу (докладные записки, заявления, акты, трудовые договоры, объяснительные записки).

6. Трудовые книжки (вкладыши к ним) работников.

7. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.

8. Уведомление работника о продлении контракта, заключении нового контракта, о прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта.

9. Заявления работников о предоставлении отпуска.

10. Табель учета использования рабочего времени.

11. Расчетные листки.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в процессе трудовых отношений у индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций может возникать обязанность оформления иных документов.

К документам, которые становятся обязательными при определенных обстоятельствах, рекомендуется относить, в частности:

1. Должностные инструкции работников (если все должностные обязанности работников не отрегулированы в трудовых договорах).

2. Договоры о полной коллективной или индивидуальной материальной ответственности работников (если у нанимателя работают сотрудники, являющиеся материально ответственными лицами).

3. График сменности (если работа носит сменный характер).

4. Положение об оплате труда и премировании (если какие-либо из условий оплаты труда и премирования, которые применяются у нанимателя, не отрегулированы ни в одном другом документе, например, в трудовом договоре).

Необходимость оформления (наличия) иных документов кадрового делопроизводства, возникающая по конкретным ситуациям в процессе трудовой деятельности, определяется нанимателем в соответствии с законодательством о труде.

 [*] Приказы о предоставлении отпусков могут быть заменены на записки об отпуске, форма которой утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 октября 2010 г. № 139.

Печать

  • Региональная карта
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Детский правовой сайт
  • Новости Беларуси
  • Национальный центр электронных услуг
  • Единый портал электронных услуг
  • Информационный ресурс по оказанию помощи
  • Портал рейтинговой оценки
  • Биометрический документ
  • Профилактика насилия в семье
  • Льготы семьям, воспитывающим детей-инвалидов
  • Гуманитарная помощь
  • Брестская областная организация ОО
  • Цели устойчивого развития Беларуси
  • Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь
  • МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ В 2024 ГОДУ ГОДА КАЧЕСТВА
  • Бизнес Мама