Обязанности и права нанимателей по обеспечению занятости населения. Ответственность за нарушение обязанностей
Участие нанимателей в обеспечении занятости населения предусмотрено главой 5 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости), закрепляющей права и обязанности и нанимателей в данной сфере.
Согласно статье 21 главы 5 Закона о занятости наниматели обязаны:
- участвовать в проведении государственной политики в области содействия занятости населения на основе:
- соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений;
- оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;
- предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором;
- обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
Важно!
Категории граждан, относящихся к особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, согласно статье 11 Закона о занятости относятся:
дети-сироты, деты, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов;
инвалиды;
освобожденные из мест лишения свободы;
впервые ищущие работу в возрасте до 21 года;
лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
ветераны боевых действий на территории других государств, указанным в пунктах 1-3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII "О ветеранах";
уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;
уволенные с альтернативной службы в связи с окончанием прохождения альтернативной службы;
эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.;
иные граждане, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.
Также вышеуказанной статье предусмотрено, что путем установления брони для приема их на работу обеспечивается также трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите.
Броня приема на работу вышеперечисленных категорий граждан устанавливается организациям ежегодно решениями городских, районных исполнительных комитетов.
- своевременно, не позднее чем за три месяца, представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством
Важно!
Массовое высвобождение работников – расторжение нанимателем с работниками трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, а также срочных трудовых договоров до истечения срока их действия в случаях:
- ликвидации организации со списочной численностью работников 25 человек и более;
- сокращения численности или штата работников, соответствующего параметрам, установленным приложением 1 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников», а именно:
Приложение 1
Списочная численность работников организации в среднем за последний отчетный месяц (человек) |
Удельный вес высвобождаемых работников от списочной численности организации (процентов) |
Календарный период, в течение которого осуществляется высвобождение работников (месяцев) |
До 1000 |
20 (но не менее 25 человек) |
1 |
От 1001 до 2000 |
15 |
1 |
От 2001 до 5000 |
10 |
1 |
От 5001 до 10000 |
10 |
2 |
Свыше 10000 |
5 |
2 |
- не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников
Важно!
Неисполнение, либо несвоевременное или не в полном объеме исполнение данной обязанности влечет наложение штрафа на уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от 5 до 15 базовых величин (ч. 3 ст. 10.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Информация о высвобождении работников направляется в орган по труду по месту нахождения нанимателя (но не месту жительства увольняемого работника);
- принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 Закона о занятости
Важно!
Неисполнение данной обязанности (за исключением отказа в приеме на работу в счет брони по обоснованным причинам, доказание которых лежит на нанимателе) влечет наложение на должностное лицо нанимателя штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП).
Категории граждан, относящихся к особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, согласно статье 11 Закона о занятости относятся:
дети-сироты, деты, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов;
инвалиды;
освобожденные из мест лишения свободы;
впервые ищущие работу в возрасте до 21 года;
лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
ветераны боевых действий на территории других государств, указанным в пунктах 1-3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII "О ветеранах";
уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;
уволенные с альтернативной службы в связи с окончанием прохождения альтернативной службы;
эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.;
иные граждане, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.
Также вышеуказанной статьей предусмотрено, что путем установления брони для приема на работу обеспечивается трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - обязанные лица), и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите.
Необоснованным является отказ в приеме на работу, если:
- основания, ставшие причиной отказа, не относятся к деловым качествам работника;
- основания прямо запрещены или не предусмотрены законодательством;
- наниматель отказывается мотивировать свое решение или не может обосновать правомерность отказа в приеме на работу конкретному лицу.
- принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу
Важно!
Неисполнение данной обязанности (за исключением отказа в приеме на работу по обоснованным причинам, доказание которых лежит на нанимателе) влечет наложение на должностное лицо нанимателя штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП);
- создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 Закона о занятости. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами
Важно!
Неисполнение данной обязанности в случаях, когда обязанность создания таких мест предусмотрена законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин (ч. 1 ст. 10.11 КоАП);
Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами;
- создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя
Важно!
Неисполнение данной обязанности влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин (ч. 2 ст. 10.11 КоАП);
- письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и диапазона его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях)
Важно!
Неисполнение, либо несвоевременное или не в полном объеме исполнение данной обязанности влечет наложение штрафа на уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от 5 до 15 базовых величин (ч. 3 ст. 10.11 КоАП).
Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) представляются по форме согласно приложению 6 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149 в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободного рабочего места.
Размер оплаты труда в предоставляемых сведениях указывается в диапазоне:
"от" – сумма размеров тарифной ставки (тарифного оклада, оклада, должностного оклада), ее (его) повышений, надбавок, но не менее размера месячной МЗП
"до" – сумма размеров тарифной ставки (тарифного оклада, оклада, должностного оклада), ее (его) повышений, надбавок и других стимулирующих выплат (премий, бонусов, вознаграждений) в расчете на месяц.
Сведения в электронной форме могут заполняться на информационном портале государственной службы занятости населения (www.gsz.gov.by) и подписываться электронной цифровой подписью нанимателя.
Организации, включенные в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, утвержденный облисполкомом, о наличии вакансий обязаны информировать органы по труду, занятости и социальной защите в трехдневный срок со дня их возникновения (ч. 6 п. 5 Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105);
- информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите – в день заполнения;
- предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
- осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;
- перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
Кроме того, при приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление на работу с указанием дня приема гражданина, а в случае отказа в приеме, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление гражданину.
Также не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.
Важно!
Неисполнение данной обязанности (за исключением отказа в приеме на работу по обоснованным причинам, доказание которых лежит на нанимателе) влечет наложение на должностное лицо нанимателя штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 10.12 КоАП).
Одновременно в главе 5 Закона о занятости определены права нанимателей в области обеспечения занятости населения (статья 20):
- принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;
- получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
- обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.