Назначение пенсии

Вопрос: влияет ли на размер пенсии непрерывный стаж работы на одном предприятии?

Ответ:  в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» размер пенсии зависит от трудового стажа и величины заработной платы, из которой производилось отчисление страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Термин «непрерывный стаж» в действующем пенсионном законодательстве не применяется. Непрерывный стаж работы на одном предприятии на размер пенсии влияния не оказывает.

Справочно: исчисление заработка в 2017 году производится за последние 23 года работы перед назначением пенсии. Необходимый для исчисления заработка 23-летний период ежегодно увеличивается на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

 

Вопрос: Какой минимальный стаж работы требуется для назначения трудовой пенсии по возрасту, какие периоды деятельности засчитываются в этот стаж?

Ответ: Обязательным условиям для назначения трудовой пенсии по возрасту  и за выслугу лет по нормам  статей 11, 12, 13, 15, 24, 47-49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон),  трудовой пенсии по возрасту в соответствии со статьями 32, 33 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» и пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж) не менее 15 лет (Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2015 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»).

Прежние требования по продолжительности страхового стажа сохранены для назначения:

пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца (требуется не менее одного дня страхового стажа);

пенсий по возрасту для родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетных матерей, родивших пять и более детей;  инвалидов с детства, инвалидов войны  и др. (статьи 17-22 Закона) - требуется не менее 5 лет страхового стажа.

В страховой стаж включаются периоды работы (иной деятельности), предусмотренные частью первой статьи 51 Закона, в том числе периоды работы на территории СССР, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию (пункт «б» части второй статьи 51 Закона).

Иные периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и уход за ребенком в возрасте до  трех лет; военная служба; период ухода за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также лицом, достигшим 80-летнего возраста; периоды получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования и др.; периоды получения пособия по безработице  в страховой стаж не засчитываются.

Периоды работы, имевшие место за пределами Республики Беларусь, могут быть включены в страховой стаж, если это предусмотрено международными договорами (соглашениями).

 

Вопрос: Что изменилось в пенсионном обеспечении в  связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 марта 2012 г. № 136(далее Указ)?

Ответ: С 1 октября 2012 г. пенсионеры получают возможность увеличить размер своей пенсии приняв решение отказаться от её выплаты  на определенное время или не обращаться за её назначением.

На основании подпункта 1.1. пункта 1 Указа при продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (статья 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) размер пенсии по возрасту увеличивается:

- на 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии (минимального размера пенсии), - соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка (минимального размера пенсии) - за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой.

- на 1 процент заработка, принимаемого для исчисления пенсии (минимального размера пенсии), - за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии также суммируется с вышеуказанными размерами увеличения пенсии.

И если при начислении пенсии её размер ограничивается 75 процентами заработка, принимаемого для исчисления пенсии, то при таком варианте верхнего предела не существует. Через 5 лет работы без выплаты пенсии повышение составит – 50 процентов.

Следует отметить, что эта норма не новая, аналогичная норма действует в пенсионном законодательстве с 1998 г. (статья 23-1 Закона), где за каждые 2 месяца работы после достижения пенсионного возраста и неполучения пенсии, её размер увеличивается на 1 процент заработка, принятого для исчисления пенсии. Указом увеличены  проценты за второй и последующие годы. Причем, пенсии по возрасту,  назначенные  до 1 октября 2012 г., размер которых был увеличен согласно ранее действующей статье 23-1 Закона, подлежат пересмотру.

В соответствии с Указом увеличение размера пенсии по возрасту будет производиться лицам, которым не назначена и (или) не выплачивается другая государственная пенсия.

Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии по возрасту в соответствии с Указом,  понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Действие Указа распространяется как на лиц, которые впервые обращаются за назначением пенсии по возрасту, так и на лиц, которые отказались от получения назначенной им пенсии по возрасту (имея пенсионный возраст и стаж работы, предусмотренные статьей 11 Закона).

Предположительно, за три года отложенного обращения за пенсией ее размер возрастет приблизительно в 1,4 раза, а за пять лет – в 1,7 – 2 раза (это зависит от стажа и заработка конкретного пенсионера). Более конкретно сказать о размерах пенсий невозможно, поскольку можно только предполагать каким будет через два – три года заработок по стране и размеры пенсий.

Получатели досрочных пенсий по возрасту (назначенных за работу с особыми условиями труда, за выслугу лет), в период до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста права на  увеличение пенсии по возрасту в соответствии с Указом за работу в этот период иметь не будут.  При отказе от получения пенсии после достижения ими общеустановленного пенсионного возраста (55/60 лет) право на увеличение пенсии по возрасту  определяется с применением норм Указа.

 

Вопрос: Засчитываются ли в стаж для назначения пенсии в Беларуси периоды работы в Латвии?

Ответ: Статьей 8 Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года, вступившего в силу с 28 сентября 2009 года, каждая из сторон исчисляет и выплачивает пенсию только на основании страхового (трудового) стажа, накопленного на её территории. Исчисление размера пенсии производится в соответствии с положениями Договора и законодательства Сторон.

 

Вопрос: Где отыскать документы о заработке, если организация ликвидирована или наниматель не сдал документы в архив?

Ответ: При ликвидации организации необходимо поинтересоваться есть ли у неё правопреемник, у которого могут храниться документы о заработке и стаже. В случае, если правопреемников нет, надо обратиться в архивные учреждения. Если и это не даст результатов, остается обращаться в суд. Для подтверждения заработка суд принимает во внимание косвенные доказательства – выписку из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладыш к трудовой книжке, расчетные листки, даже показания свидетелей. Определенный судом заработок за «потерянный» период в конкретном размере и будет принят для исчисления пенсии.

 

Вопрос: Какими документами подтверждается льготный стаж для назначения пенсии за работу с особыми условиями труда?

Ответ: Специальный стаж для назначения досрочной пенсии до 1 января 2009 года подтверждается трудовой книжкой и определенной формы справкой работодателя.

После 1 января 2009 г. необходим профессиональный стаж – это протяженность труда с особенными условиями с выплатой нанимателем взносов на профессиональное пенсионное страхование. Профессиональный стаж подтверждается только справкой Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

Вопрос: Как проверить, платит ли фирма взносы на государственное социальное страхование?

Ответ: Очень важный и актуальный вопрос. Ведь после 1 июля 1998 года в стаж для назначения пенсии засчитывается только работа, за время которой выплачивались взносы на социальное страхование. Если есть сомнения, платит или платила ли фирма такие взносы за работника, необходимо обратиться в районное отделение Фонда социальной защиты населения и попросить, чтобы дали такие сведения.

 

Вопрос: Увеличивается ли стаж работы после назначения пенсии?

Ответ: Законодательством установлено, что работа после достижения общеустановленного пенсионного возраста засчитывается только в случае, если в этом периоде не осуществляется выплата пенсии.

 

Вопрос: Включается ли в стаж  для назначения пенсии военная служба и учеба?

Ответ: В стаж включается военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, служба в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также служба в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР;

Включаются также периоды получения в дневной форме  профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) по направлению районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите, комитета по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, прохождения подготовки в клинической ординатуре.

 

Вопрос: Какие пенсии у пенсионеров Содружества Независимых Государств?

Ответ: Больше всех получают пенсионеры Азербайджана, в среднем 500 долларов. В России средние пенсии  более 300 долларов, в Казахстане 240 долларов. У пенсионеров Украины выплаты составляют чуть более 100 долларов.

В других странах размеры пенсий ниже 100 долларов: в Молдове, например, 77 долларов. Одни из самых низких выплат в Армении - там они не достигают 50 долларов.

Пенсии по возрасту у пенсионеров в Беларуси составляют в среднем  190 долларов.

 

Вопрос: Гр-н К. имеет удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий  по статье 20 Закона о ЧАЭС. Имеет ли он право на  повышение пенсии  по пункту 3 статьи 39 Закона о ЧАЭС?

Ответ: Удостоверение пострадавшего от катастрофы на  Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий по статье 20 Закона о ЧАЭС выдается в случае: участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986-1987 годах  - в зоне первоочередного отселения или зоне последующего  отселения, и участникам ликвидации других радиационных аварий.

Право  на повышение пенсии по пункту 3 статьи 39 Закона о ЧАЭС  предоставлено  гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 13 Закона о ЧАЭС), что должно быть подтверждено документально.

Граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в зоне  первоочередного отселения или зоне последующего  отселения права на повышение пенсии по пункту 3 статьи 39 Закона о ЧАЭС не имеют.

ПечатьE-mail

Автор : btamedia